Часть старых фанатов D&D предпочитает играть в старые версии этой игры. Самостоятельная фанатская поддержка, придумывание новых правил и/или их интерпретация приводит к тому, что возникают самостоятельные игры с собственным названиями. Некоторые утверждают, что "так бы выглядело D&D, если бы продолжило развиваться нормально". Дело в том, что в среде таких фанатов, часто говорится о том, что современные редакции игры неспособны поддержать классический тон, который задавала эта игра.

Хрестоматийным примером такого подхода может служить игра Castles & Crusades. Она использует унифицированную механику d20S из которой выброшено всё "лишнее", воспринятое как усложнение, - фиты, умения, престиж-классы и т.д.

Мэтью Финч, издатель настольных ролевых игр, принимал личное участие в разработке Castles & Crusades. Он выступал в качестве редактора Руководства Игрока. Именно он стал автором OSRIC - Old School Reference and Index Compilation. Этот корпус правил был взят Стюартом Маршаллом издан в 2006 году как ретро-клон первого издания Advanced Dungeons & Dragons.

Этот релиз побудил другого дизайнера игр Даниэля Проктора написать и опубликовать Labyrinth Lord, что он и сделал в 2007 году. Игра оказалась полным ретро-клоном Dungeons & Dragons Basic Set 1981 года издания и её дополнения Expert Set.

В следующем году после публикации LL, на сцене вновь появился Финч, и объявил о выпуске Swords & Wizardry. С учётом огромного опыта Финча, его полного понимания духа, замысла и организации правил D&D, пожалуй именно S&W больше других имеет шансы считаться "современной редакцией D&D".

После выпуска OSRIC, кроме означенных выше, появилось множество разнообразных ретро-клонов оригинальной версии D&D, а также других ранних редакций этой игры.

У многих ретро-клонов есть устойчивые сообщества игроков, форумы и блоги, на которых обсуждаются правила и прошедшие (или предстоящие) игры.

Часто это явление именуется OSR - Old School Revival, возрождение старой школы.

Но ретро-клоны в последнее время всё чаще и чаще выходят за рамки сводов правил, лежащих в Сети, и находят свою дорогу на полки книжных и специализированных игровых магазинов.